Писатель Александр Евсюков делится впечатлением о постановке пьесы Максима Горького “Дачники” в театре “Сфера”
Недавно я побывал на спектакле «Дачники» в театре «Сфера». Это необычный театр – здесь нет привычной сцены с кулисами, она – шестигранник в центре. Это принцип цирка, принцип арены, где зрители – вокруг точки, на которой пульсирует действие. Благодаря такому необычному расположению и неожиданным появлениям актёров со всех сторон действие максимально приближено к публике, а каждый зритель видит немного свой особенный спектакль.
Постановка «Дачников» в «Сфере» была приурочена к 150-летнему юбилею Максима Горького, который до сих пор, по инерции советского времени, воспринимается исключительно как «пролетарский писатель». Однако в своих лучших произведениях Горький показывает нам людей тонко рефлексирующих, но не успокаивающихся в своей рефлексии, а взыскующих действий, конкретных путей к лучшей жизни.
Сама пьеса была написана в 1904 году, том самом, когда ушёл из жизни А. П. Чехов, а за русско-японской войной на Россию надвигалась революция 1905-07 гг. И это тревожное предчувствие ощущается на протяжении всего продолжительного (три с половиной часа с антрактом) спектакля.
– Это пронзительно-серьезная пьеса. В ней много ассоциаций, попаданий в наше время, болевых точек. Это разговор о роли интеллигенции, ее ответственности и связи с народом, её миссионерских задачах, которые всегда лежали на русской интеллигенции, а сегодня, на мой взгляд, забыты… Что с нами случилось? “Неужели невозможно сохранить силу своей души?” – так формулирует проблематику и ключевые вопросы своей постановки режиссёр и художественный руководитель «Сферы» Александр Коршунов.
Что совсем не характерно для нашего времени – он не боится серьёзных вопросов на первом плане и умеет талантливо их воплощать. Замечательная режиссёрская находка – необходимость для героев обходить или даже оббегать вокруг сцены, когда явно видна возможность пройти напрямую. На сцене ничуть не осовремененный текст Горького, обстановка дач того времени, образы дореволюционной интеллигенции, при этом история у театра «Сфера» получилась именно о нас, людях XXI века.
Можно уверенно сказать, что пьеса явно обрела новое дыхание и новую актуальность, сравнительно недавно я также смотрел постановку «Дачников» в театре 111 им. П.П. Ершова (режиссёр А. В. Гребёнкин). Это также очень талантливое действо с иными акцентами и другим внутренним сюжетом – оно оставляет впечатление более лёгкого и комичного, там куда больше буффонады и предчувствие трагичности настигает уже в финале.
На мой взгляд, в спектакле «Сферы» наиболее яркими получились и вышли на первый план именно женские образы. Это и готовая бежать куда глаза глядят от пошлого и опостылевшего мужа Юлия Филипповна (заслуженная артистка России Ирина Сидорова). И одинокая Калерия, воплощенная на сцене актрисой Екатериной Ишимцевой, гораздо более внутренне трагичной, и менее гротескной, чем в других постановках, героиней. Не случайно после прочтения Калерией своих отнюдь не гениальных стихов она становится не только объектом привычных насмешек Власа (в исполнении Даниила Толстых), но и вызывает искренние слёзы у горничной Саши (заслуженная артистка России Людмила Корюшкина). И даже готовая бесконечно жаловаться на жизнь докторская жена Ольга Алексеевна (Виктория Склянченкова), завидующая всем вокруг, в том числе и той, кто искренне ей помогает.
Спектакль идёт три с половиной часа, но сложно вспомнить затянутую или проходную сцену. Этот разговор о самом важном, видимо, и должен быть продолжительным и откровенным.
Отмечу, что в октябре прошлого года спектакль «Дачники» и коллектив театра «Сфера» получили высокое профессиональное признание и были отмечены специальным призом пятого театрального фестиваля «У Золотых ворот».
Александр Евсюков