Андрей Дмитриев // Глубина тиснения

А. Н. Дмитриев. «ГЛУБИНА ТИСНЕНИЯ». Стихи. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2018. – 96 с.

Скачать сборник поэзии Андрея Дмитриева «Глубина тиснения»

Если бы современным поэтам предписывалось иметь герб, то персональной эмблемой Андрея Дмитриева, наверное, стала бы рыба, причем не какая-то конкретная, а та обобщенно-архетипическая, стилизованные изображения которой можно найти на стенах раннехристианских храмов. Связано это, разумеется, не с тем, что поэзия Андрея Дмитриева носит прикладной «ихтиологический» характер (хотя соответствующая тематика и присутствует в его стихах), а с тем, что она представляет собой своеобразную сеть, которую автор периодически закидывает в воды словесной реки, вытягивая оттуда богатейший улов, дразнящий своим разнообразием собратьев по ремесленному цеху. 

Алексей КОРОВАШКО

Четвёртый сборник стихов нижегородского поэта представляет собой парадоксальную попытку использовать определённый набор открытий актуальной поэзии последней пары десятилетий для расширения возможностей умеренно консервативной поэтики. Многофигурная персонажная лирика, выработанная различными авторами в диапазоне от Фёдора Сваровского до Фаины Гримберг, развёрнута у Дмитриева в сторону пасторальных или, напротив, сатирических микроновелл с довольно отчётливым моралистическим посылом и наглядным риторическим инструментарием. Программное метапоэтическое стихотворение «От угрызений — возник Есенин…» в финале книги разъясняет, что после всех эстетических пертурбаций XX века (вплоть до концептуалистов, которые «неистово / играли со штампами, / выпавшими из шкафа» — штампы как скелеты коммунального дискурса, видимо?) теперь наконец «воскрешается свет — / серебряный свет, / Серебряный век».
Исчезнут жуки, дальше — цепная реакция — / прилетят с юга птицы, чтобы погибнуть в мороз, / гении — сосчитанные по пальцам — / умрут раньше времени, недотянув нас до звёзд, / Артём Рукомойников выйдет из дома в шортах и в майке — / простудится, сляжет и уже не подарит роз / Анастасии Светловой, и у них не родится ни новый Берроуз, / ни новый Чингиз Айтматов.

Дмитрий КУЗЬМИН

Из детского кружковского прошлого мне больше всего помнится чеканка, некоторым – резьба по стволу или стеклу, роспись диковинными цветами и красками на ткани и фарфоре, выжигание и выпиливание по дереву, вышивание крестиком или бусинами. А еще есть другие хобби и призвания. В том числе – глубокое тиснение. На коже, на бумаге, на себе. Так называется книга стихов Андрея Дмитриева, чье хобби и призвание – выливать из словесной руды изумительной красоты и выразительности образы и аллюзии.

Уж если и искать где-то глубину и запас мудрости, отрезвляющей от наносного ила безвременья – то в пластах устного народного творчества, фольклора, говоров, припевок, речитативов. В этом смысле книга нижегородского поэта, журналиста и краеведа Андрея Дмитриева – успешная попытка синтеза традиций исконно народной словесности с современным взглядом на бытие, природу и человеческие отношения.

Сохни, сохни, стебель
для сена у шалаша,
для гербария малыша
в память о зрелом хлебе.

Чистый и правильный язык стихотворного повествования, выверенные, индивидуально характерные метафоры и аллегории, особый неспешный склад то ли былинного рассказчика, то ли языческого шамана, то ли… то ли самобытного автора, умело стилизующего свои истории под вневременное и очень поэтичное… – таков его стиль.

Птицы, рыбы, духи и звери населяют страницы этих стихов, вызывая благоговейный трепет у впечатленного читателя – на той земле, где автор живет, ходит-ездит и пишет – яблоки сергачские светятся косточками, первомайские коровы мычат соком новогодней ели, озера и реки от Пильни до Ветлуги поют на ручейном-речном либо со сладким окским акцентом, арзамасские святые молятся за каждого встречного, затоны по Волге полны воды и рыбы, и любви.

Да много там всего, о чем автор знает и умеет не молчать… Имён и географии.

Стремление к совершенству в поэтической речи, наполнение ее «глубинным тиснением» многих поколений и веков, творческое упоение процессом очищения родного языка от излишеств моды или постмодернизма, собственные размышления о сути сегодняшних потрясений в призме антистатичной истории – вот, по-моему, основное содержание этой поэтической работы Андрея Дмитриева.
Прекрасное ремесло поддалось ему. Глубоко тесня внутрь мысль, углубляя созерцание и обнажая тиснение точной работы со словом.

Солнце цедит сквозь прутья
оранжевое молоко,
избавляясь от мути
ветхозаветных туч

Александр ПАВЛОВ

Ася Шевцова
Ася Шевцова – поэт, родилась 26 июня 1990 года в Полтаве, сейчас проживает в Харькове, Украина. Выпускница литературной студии «Завязь», автор поэтических сборников «Небесный рок-н-ролл», «Искусство отсутствия». Получила высшее образование по трём специальностям: физиология, английская филология, медиа-коммуникации, и всё ради того, чтобы сейчас работать в сфере IT. Участница многих литературных семинаров и фестивалей «ВДП (Всемирный День Поэзии-2019)», литературно-музыкальный фестиваль «Одна Маленькая Свеча, «Форум Молодых Поэтов-2019». Участница литературного проекта «Kharkiv Poetry OpenAir/Indoors» Творческое кредо: «Если представился как поэт — то вот тебе ручка, давай, пиши!»