Самый сложный шаг для молодого художника первый. Как выставиться в столичных галереях, войти в художественные рейтинги, выработать собственный стиль и вообще начать? Искусствовед Дарья Тоцкая задала Фонду Владимира Смирнова и Константина Сорокина в лице Владимира Логутова все те вопросы, на которые мечтает получить ответы начинающий художник. Кстати, с Фондом сотрудничали такие мастера, как Игорь Самолет, Людмила Баронина, Владимир Логутов, Алиса Йоффе, группа «ЕлиКука», Миша Most и другие.

Искусствовед Дарья Тоцкая // Формаслов
Дарья Тоцкая. Журнал “Формаслов”

Дарья Тоцкая: Давайте представим, что с вами беседует молодой художник. На что следует обратить внимание, чтобы начать сотрудничество с Фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина?

Владимир Логутов: Важно, чтобы у художника было грамотно составленное и простое для восприятия портфолио. Если автор хочет обратиться к нам или в какую-либо институцию, показать кураторам свои художественные работы, необходимо составить такое портфолио, чтобы при первом его изучении [мы бы] сразу же могли понять, о чем идет речь. Остальное уже нюансы.

Д.Ц.: Как строится сотрудничество с уже известными персоналиями мира искусств?

В.Л.: В основном Фонд работает с молодыми художниками, но не в смысле биологического возраста, а с ищущими авторами — в силу того, что у них у самих есть запрос на эту помощь. Но иногда мы привлекаем известных авторов, они проводят мастер-классы, но это не чисто дидактический процесс, это всегда с выходом на выставку. Допустим, берем известного художника и договариваемся с ним, что он проведет у нас на площадке при поддержке фонда некий мастер-класс, будет работать со студентами, и они все сделают проект, который мы представим как выставку или как другой вид художественной репрезентации, например фильм или еще что-то. Это образовательный процесс, который ведет к проектной реализации.

Александр Вилкин. Мастерская на ул. Буракова. 2014 // Формаслов
Александр Вилкин. Фото Евгении Зубченко. Мастерская на ул. Буракова. 2014 // Формаслов

Д.Ц.: Какая идея стояла у истоков фонда? Как все начиналось?

В.Л.: Начиналось все с поддержки одной конкретной группы художников, потом сменилась примерно половина из них, затем сменилась и стратегия Фонда. Сейчас мы нацелены на поиск новых художников, наша задача — дать им импульс для развития и предоставить возможности для реализации их проектов.

Д.Ц.: Что вы считаете наиболее важной формой поддержки художников: мастерские, реализация выставочных проектов или упоминание в СМИ?

В.Л.: Для нас, в первую очередь, важны мастерские и реализация выставочных проектов. При этом художнику не всегда нужна именно мастерская, ведь это просто стены, мы можем поддержать продакшн-проекта, профинансировать покупку материалов или что-то еще. Мастерская — это просто один из инструментов поддержки художников. Наша задача, чтобы проекты художников сбылись. Чтобы идеи художников были реализованы. А дальше уже есть множество инфраструктур в сфере современного искусства, которые эти реализованные художественные проекты могут выставлять. Это галереи, музеи, художественные премии и прочее.

Юлия Вергазова. Мастерская на ул. Правды. Фото Евгении Зубченко. 2018 // Формаслов

Д.Ц.: Мастерские фонда это физическое пространство, где ты можешь работать, или же основная ценность в создании некоей среды общения?

В.Л.: Кому-то нужно полное уединение, а кому-то интересна именно среда общения. У нас бывают проекты, связанные  работой в коллективе, там идет бесконечное общение и работа в рамках реализации общего проекта. Это и формирует среду. В прошлом году у нас было художественное объединение, художественный клуб, в рамках которого собирались состоявшиеся художники и мы реализовывали идеи, вырабатывали новые стратегии.

Д.Ц.: На что вы больше обращаете внимание: контекстуальность, зрелищность или же узнаваемая авторская техника? В каком направлении развиваться автору?

В.Л.: Основное внимание мы уделяем тому, куда направлен взгляд художника, на его обращенность в будущее и потенциал. Нашу площадку можно отчасти назвать экспериментальной, поэтому нам интересно, насколько художнику близки идеи экспериментальности, насколько он одержим инновациями в области искусства.

Д.Ц.: Обучение в сфере совриска. Как строится работа в этом ключе?

В.Л.: Мы сотрудничаем с тремя основными школами, которые существуют в Москве, это БАЗА, ИСИ и Школа Родченко. Мы проводим выставки художников, рекомендованных нам названными учебными заведениями, у нас часто бывают выставки студентов, которые занимаются у конкретного мастера из той или иной школы. Или же студенческие отчетные выставки после года обучения. Кроме того, мы часто поддерживаем их проекты на каких-то других площадках.

Д.Ц.: Каталоги работ. Насколько это актуально и необходимо в онлайновую эру? Что изменилось в этой сфере?

В.Л.: Фонд ведет издательскую деятельность, но это не приоритет. Если мы и выпускаем что-то, то это сборники статей или какие-то материалы в рамках мероприятий. Каталоги работ мы делали единично, в самом начале еще. Мы сейчас ориентируемся на инновационность, экспериментальность, и фиксировать что-то в такой «кирпичной» форме, как книга, немного не соответствует тому [формату], что мы делаем. Мы в постоянном движении, дышащий такой организм. Все меняется и в этом смысле ставка больше на онлайн, а каталог — это к классикам. Есть сложившийся художник, у него ретроспективная выставка — тогда уместно выпустить каталог.

Владимир Карташов. Мастерская на Правде. 2019 // Формаслов
Владимир Карташов. Мастерская на Правде. Фото Евгении Зубченко. 2019 // Формаслов

Д.Ц.: Онлайн-площадки и онлайн-аукционы. Спасение для регионального художника?

В.Л.: Это хорошая инициатива, интересно смотреть, что происходит. В нулевые годы совсем не верилось, что это может работать, а сейчас уже всем очевидно, что это действует. Онлайн площадки не отменят офлайн, но в той или иной форме они заняли свою нишу. Это не то чтобы спасение, но это сектор, который растет большими темпами.

Д.Ц.: Какого профиля специалисты сотрудничают с фондом кроме художников? Дизайнеры выставок, арт-критики?

В.Л.: Так как мы нацелены в первую очередь на реализацию художественных проектов, а не на рефлексию и не на репрезентацию, то кроме художников мы также сотрудничаем с кураторами. Куратор — это тоже автор, и мы помогаем сбыться и его идеям. Также мы сотрудничаем с критиками, если выпускаем книги или критические сборники.

Евгений Музалевский. Мастерская на Правде. 2019 // Формаслов
Евгений Музалевский. Мастерская на Правде. Фото Евгении Зубченко. 2019 // Формаслов

Д.Ц.: И последнее. Что бы вы посоветовали молодому художнику, условно сидящему где-нибудь в горах Кавказа или на берегу Байкала с лучиной и мечтающем о мировом признании?

В.Л.: Как бы ни банально это звучало, в первую очередь, много работать, но это очевидно. Я бы посоветовал, помимо того, что нужно все время что-то делать в плане искусства, создать для себя среду рефлексии, форму получения профессиональной обратной связи. Сейчас в современном мире это можно сделать дистанционно. Условно говоря, создать диалоги, дискуссии с профессиональным миром. Причем необязательно в буквальном смысле, не всегда ведь есть возможность вступить в переписку или взять, условно говоря, интервью, но автор может вести художественный диалог, например, с классическим модернизмом, вести диалог с Матиссом или каким-то современным ныне живущим автором, который выставляется на Венецианской биеннале. Погрузить себя, даже будучи дистанционно удаленным, в этот художественный диалог, максимально приблизить к себе эти далекие миры.

 

Дарья Тоцкая
Дарья Тоцкая — прозаик, критик, художник, арт-критик, искусствовед. Родилась в Оренбурге, живет в Краснодаре. Победитель конкурсов литературной критики журнала «Волга-Перископ» и «Эхо», победитель конкурса арт-обзоров медиа о современном искусстве «ART Узел», финалист независимой литературной «Русской премии» (Чехия). Роман «Море Микоша» был опубликован в журнале «Москва» и изд-ве «ДеЛибри» (2020). Публикации: «Москва», «Знамя», «Новый берег», «Формаслов», «Артикуляция», «Юность», «Лиtеrrатура», «Наш современник», «Южное сияние», «Аконит», Darker и др.