«Алигьери в вагоне — как будто на дне реки». В нынешнее время это ощущение знакомо многим. Герой Алексея Тарасова бредет по внутреннему аду гордо, сохраняет иронию. «Ибо то, что уже мертво, умереть не мо». Ссылки к массовой культуре внедрены аккуратно, Тарасов мастерски миксует советский детлит с постсоветской жутью. Да и подлинную цену некоторым вещам понимает лучше многих: «Все на свете состоит из жмыха / Стоит лишь сильнее надавить». Хороший поэт проявился, прежде его не читала.
Евгения Джен Баранова

 

Алексей Тарасов родился в 1981 году. По образованию — математик-инженер, по профессии — нефтяник. Женат, двое детей. Был одним из создателей и соадминистратором литературного сайта «НеоГранка». Написанием стихов занимался в 2006–2008 и с 2020. В 2021 году принял участие в Кубке мира по русской поэзии: занял третье место по системе «плей офф», вошел в шорт-лист по оценочной системе «топ-10», а также получил специальные призы от журнала «Формаслов», альманаха «Витражи», председателя жюри Анны Аркатовой. Живет в Москве.

 


Алексей Тарасов // Сквозь железные струны решетчатого окна

 

Алексей Тарасов // Формаслов
Алексей Тарасов // Формаслов

М

Алигьери спускается в утреннее метро —
Не запитой таблеткой в мраморное нутро.
Он проездом в Москве, безымянный поэт-турист.
Он сегодня впервые в жизни пошел на риск.
Первый круг — Кольцевая. И сердце на дно летит.
Впереди в балахоне высокий сутулый тип,
На спине белый росчерк — известный спортивный мерч —
Точно серп. Алигьери не знает, что это — Смерть.
Смерть под нос напевает и топает — раз-два-три:
«Аспирин, бромгексин, валидол, гексорал, деприм».
Смерть трамбует людей в вагон, словно фарш в кишку,
Добавляет специи с запахом мокрых шкур,
Сверху — кашель плотнее ливерной колбасы.
Жаль, с косой не пускают, приходится без косы.
Алигьери в вагоне —  как будто на дне реки.
Проплывают селедки и офисные мальки.
Смотрит в схему метро — там раздавлен большой паук.
Говорят, скоро Дьявол доделает третий круг.
Вот и серая ветка, там Верхние ждут Котлы.
Мир вокруг иллюзорен, как звук на конце иглы.
Что-то слева кольнуло — ну ладно, пройдет само.
Ибо то, что уже мертво, умереть не мо

 

***

Тихо, тихо. Без тебя так тихо.
Шорох, истончающийся в нить.
Все на свете состоит из жмыха,
Стоит лишь сильнее надавить.

Грустно, грустно. Без тебя так грустно.
Полоумья круглая печать.
«Ты и я» отныне бессоюзно,
Будет по раздельности звучать.

Помню. Помню все. Тебя не помню.
Фотопленкой таешь на свету…
Сердцем угодив в каменоломню,
Мерю сигаретой пустоту.

Тихо, тихо. Без тебя так тихо…

 

Бестиарий

                       Приходи, олень, из озер напиться,
                       Приходи, медведь, приходи, куница.
                       Всяк ступай сюда по своей тропе,
                       А тебе, чужак, говорю: «Не пей!»


Этих озер нет даже на гугл-карте.
Просто свернули, видимо, не туда.
Здесь заночуем. Утром — на низком старте.
Нет, ты попробуй, насколько чиста вода!

Снились кошмары. Девочка в платье белом.
А на палатке — что это, чешуя?
Витя не признается, его рук дело.
Кто за рулем? Ну ладно, давайте я.

                       Кто вас звал сюда, человечья стая?
                       Забывай-цветок оборву с куста я,
                       Оплетай-колечко с руки сниму

                       Этих мест не выдать вам никому.

Странно, и здесь тупик. Да, свернул налево!
Мне показалось, сбоку какой-то свет.
Будем дежурить. Первый дежурит Сева.
Аня и Витя не возвращались, нет?

                       Ай, спасибо, дружки, спасибо, мавки.
                       Человечьи кости сложу в канавке.
                       Эй, лесавки, стрыги и озерницы

                       Пусть уснут навеки, кому не спится!

Лена, вставай, да брось это, ради бога.
Просто беги за мною, быстрей, беги!
Там за холмом — деревня, найдем подмогу.
Выбежим в поле… Светлее… А здесь мы сги…

                       Просыпайся, ырка, в широком поле.
                       Как задуешь факел
не станет боли.
                       Ты сверкай очами да громче вой,
                       Кто назад оглянется
тот и твой.

Кафель. Психиатрическая больница.
Мне говорят, я сам их… Не помню. Нет.
Ночью опять мне кто-то на грудь садится,
А по утрам на кафеле мокрый след.

                       Приходи Марениных вод напиться…
                       Глубоки озера
мои глазницы.
                       Широки болота
моя кровать.
                       А разбудишь
всем вам несдобровать.

 

Тише Танечка не плачь

Таня Танечка не придавай значения я прошу не плачь
Архимед был не прав умножая Жэ Вэ на Ро
В этой речке вовек не утонет не то что мяч
Оловянный солдатик и пушечное ядро
У меня все в порядке Таня все по-прежнему без перемен
Забери то что хочешь лишь крестиком обозначь
Пробегает по венам захлебываясь минивэн
Тщетно щелкая теле-коробкой без передач
Ведь в глазах твоих Таня хватит серости для семерых волчат
Причеши против шерсти получится серебро
А писать так легко важно просто суметь начать
И закончить когда Айболит удалит ребро
Тише Танечка тише слезы высохнут в белые облака
Сквозь железные струны решетчатого окна
Льется музыка лета я буду играть пока
Наше круглое детское счастье несет волна

 

Про меня

У зимы глаза бесстыжие, мысли — бесстужие:
Нам раздали по ложке снега второго дня.
Режиссер перед первым актом развесит ружья,
Вороненый ствол ясеня — для меня.

У зимы-распутницы старшая дочь — распутица.
Так легко быть сильней, детский страх в груди схороня.
Если любишь мечтать о чем-нибудь, что не сбудется,
То пеняй на себя (зачеркнуто) на меня.

Все подсчеты овечек в стойле ни сна не стоили.
Шахматист разменяет полсталинки на коня.
Это серое низкое небо навек со мною ли…
Или синее чистое без меня.

 

Евгения Джен Баранова
Редактор Евгения Джен Баранова — поэт, прозаик, переводчик. Родилась в 1987 году. Публикации: «Дружба народов», «Звезда», «Новый журнал», «Новый Берег», «Интерпоэзия», Prosodia, «Крещатик», Homo Legens, «Новая Юность», «Кольцо А», «Зинзивер», «Сибирские огни», «Дети Ра», «Лиterraтура», «Независимая газета» и др. Лауреат премии журнала «Зинзивер» (2017); лауреат премии имени Астафьева (2018); лауреат премии журнала «Дружба народов» (2019); лауреат межгосударственной премии «Содружество дебютов» (2020). Финалист премии «Лицей» (2019), обладатель спецприза журнала «Юность» (2019). Шорт-лист премии имени Анненского (2019) и премии «Болдинская осень» (2021, 2024). Участник арт-группы #белкавкедах. Автор пяти поэтических книг, в том числе сборников «Рыбное место» (СПб.: «Алетейя», 2017), «Хвойная музыка» (М.: «Водолей», 2019) и «Где золотое, там и белое» (М.: «Формаслов», 2022). Стихи переведены на английский, греческий и украинский языки. Главный редактор литературного проекта «Формаслов».