Исторически сложилось так, что автор данной колонки добровольно ставит над собой эксперименты, отсматривая приличные объемы часто не слишком приличной (в плане качества) продукции отечественного кинопрома. Однако и в этом потоке встречаются работы, заслуживающие внимания — неординарной тематикой, яркими актерскими работами или оригинальной подачей. Так появилась идея написать обзор фильмов, которые не стали хитами проката (про некоторые вообще мало кто слышал), но могут оказаться любопытны даже искушенному зрителю.
Кто там?
Год: 2022
Режиссеры: Владимир Маслов, Виталий Дудка, Михаил Морсков
Возраст: 18+
Нет, это не ремейк триллера с Киану Ривзом, а пример редкого для российского кино жанра антологии, более всего близкой по духу аргентинским «Диким историям» 2014 года.
Пять новелл, перекликающихся между собой в мелких деталях, объединены темой угрозы, скрывающейся за закрытой дверью. Воры ли это, бывший муженек-абьюзер или полицейские с пистолетами, не так важно. Главное, спляшешь ли ты под дудку вторженцев или рискнешь гнуть свою линию?
Каждая история содержит сюжетный твист, переворачивающий все с ног на голову, и особенно удачно это реализовано в эпизоде про самолет, идейно близком той самой серии про премьер-министра и свинью из «Черного зеркала».
Для скромного проекта здесь неприличное количество отечественных звезд. В кадре — Владимир Машков, Кирилл Кяро, Тихон Жизневский, Александра Бортич, Марьяна Спивак и другие лицедеи. Еще одно неоспоримое преимущество «Кто там» — скромный хронометраж. Заскучать не придется точно.
По-мужски
Год: 2021
Режиссер: Максим Кулагин
Возраст: 16+
Модный архитектор Глеб спроектировал и построил себе домик мечты в дачном кооперативе, но не учел такой немаловажной детали, как темперамент соседей. В сюжете русского аналога «Соломенных псов» воображаемая пастораль оказывается вовсе не идеальна, и прилетевший из-за забора пакет с мусором, который зашвырнул пьяный в хлам сосед, становится катализатором цепи событий, проверяющих главного героя на прочность.
Мир, впрочем, оказывается прочней. Реальность, в которой правят бал наглость и безнаказанность, успешно рушит представления Глеба о справедливости, и попытки героя проявить себя «по-мужски», сжать кулаки или взять в руку булыжник являются лишь плодом его фантазий.
В главной роли выступил интернет-комик Антон Лапенко, и это одновременно плюс фильма (интересно посмотреть на актера в принципиально ином амплуа) и его минус (за серьезными гримасами так и видишь Инженера и других персонажей популярных скетчей). И очень напрягает изобилие мата. Им, кажется, изъясняются все: от архитектора, его жены и лучшего друга до антагониста, лексика которого мало отличается от представителей столичной богемы.
Проблема столкновения «своих» и «чужих», интеллигенции и плебса в последнее время поднимается в кино все чаще. Но, к примеру, французско-испанские «Хищники» делают это намного тоньше, да и послевкусие оставляют более яркое…
Ника
Год: 2022
Режиссер: Василиса Кузьмина
Возраст: 18+
Вольный байопик рассказывает о судьбе поэтессы Ники Турбиной. В советское время девочка-вундеркинд вспыхнула сверхновой звездой: дебютный сборник «Черновик» вышел, когда ей было всего 9 лет, и его перевели на 12 языков. Предисловие к книге написал сам Евтушенко, который затем покровительствовал девочке в литературных кругах.
Однако фильм сосредоточен не на взлете Ники. На экране — женщина 27 лет, которая давно перестала писать стихи и потеряла привлекательность для публики… Это глубоко травмированный психически, больной и израненный человек, который за агрессией и дерзостью прячет слабость и неуверенность в себе.
Сколько их было — таких звездных мальчиков и девочек, по которым катком прокатилась собственная популярность… Которые не смогли пережить забвение после славы.
Создатели по-своему решают вопрос авторства стихов, который по-прежнему не имеет однозначного ответа (некоторые исследователи жизни Турбиной прямо утверждают, что писала за Нику мама, поддерживаемая другими родственниками), и тем самым поднимают еще одну острую проблему: использования родителями детей в корыстных целях. И за этим сюжетным ходом скрывается другая драма — драма непризнания.
Сложное, тяжелое психологически кино оставляет за кадром трагический финальный аккорд, однако подводит к нему так, что понимаешь: иное развитие событие невозможно, крылья этого бумажного самолетика безнадежно намокли, и он больше никогда не взлетит.
Клипмейкеры
Год: 2022
Режиссер: Григорий Константинопольский
Возраст: 18+
Автор «Восьми с половиной долларов», «Пьяной фирмы» и эксцентричной экранизации «Мертвых душ» Григорий Константинопольский с первых кадров своего нового кинотворения погружает зрителя в лихие 90-е — с ларьками, братками и большими деньгами. Однако неизбежные для жанра «стрелки» и перестрелки происходят… на фоне съемок видеоклипов поп-звезд того безумного времени: от Богдана Титомира и Лики Стар до Кристины Орбакайте.
Яркая, эклектичная манера режиссера увлекает и местами может удивить, но Константинопольскому отказывает чувство меры, повествование становится сумбурным, рассыпается на составляющие, а одна и та же шутка, рассказанная десять раз, быстро перестает быть смешной.
Тематически «Клипмейкеры» напоминают известную экранизацию «Generation П» (у них есть даже общий Владимир Епифанцев), но от саркастичного пелевинского трипа их отличает отсутствие второго дна и проблемы со вкусом, которые, как известно, не лечатся.
Мира
Год: 2022
Режиссер: Дмитрий Киселев
Возраст: 16+
Имея все шансы и ингредиенты, чтобы стать успешным блокбастером, «Мира» сильно не добрала в прокате: при бюджете в 540 млн рублей фильм заработал порядка 350 млн. Не помогли ни достойные спецэффекты, достоверно демонстрирующие разрушение Владивостока метеоритным дождем, ни актерский состав (помимо Анатолия Белого, можно увидеть Татьяну Догилеву, Дарью Мороз, Андрея Смолякова и даже Илью Лагутенко в роли самого себя), ни динамичный экшен. Он, правда, сплошь состоит из клише, но, согласитесь, кто ждет откровений от фильмов-катастроф?
Причин слабого бокс-офиса две: неуверенная рекламная кампания и неудачная дата релиза. «Мира» вышла на экраны 22 декабря, когда россияне уже были озабочены подготовкой к Новому году и им было не до кинотеатров, а уже через неделю грянул «Чебурашка» и с напором Годзиллы сокрушил и вытеснил всех конкурентов.
Тем не менее, как образец жанрового кино «Мира» действительно хороша, и очень жаль, что редкая в наших широтах фантастика с потенциалом большого хита так себя и не оправдала.
Земун
Год: 2021
Режиссер: Эдуард Жолнин
Возраст: 16+
В зачине представителя этого редчайшего для родных киноширот жанра мистического вестерна главный герой Егор возвращается домой, в глубокую провинцию, чтобы вместе с младшим братом похоронить отца, умершего, по всей видимости, не совсем естественным способом. В этих краях обитают немногословные суровые люди, жизнь которых небогата событиями. И убивают здесь так же просто, как дышат. Суровая глубинка, очень суровая…
Глеб хочет поскорее продать коров, с которым день и ночь возится брат, тем более некий скользкий делец намерен оптом приобрести и стадо, и семейные земли, от которых якобы нет никакого толка. Но бизнесмен не договаривает, и предложенная сделка оказывается роковой.
Интригуя в первой половине, «Земун» постепенно скатывается в архетипичный российский арт-хаус, где все и у всех максимально скверно, персонажи говорят мало и неразборчиво, а больше пьют водку и ругаются. Ближе к финалу фильм вовсе оборачивается сюрреалистичной притчей-загадкой, ответ у которой отсутствует. А была ли мистическая корова? Земун его знает…
Сергей Лёвин
Сергей Лёвин — поэт, прозаик, журналист. Родился в 1978 году в г. Котовске Тамбовской области. Окончил филологический факультет Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина. Лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов, автор 11 книг стихов и прозы для взрослых и детей, публикаций в журналах и альманахах «День литературы», «Север», «Перископ», «Дон», «Родная Кубань» и др., постоянный член жюри всероссийского фестиваля-конкурса «Поэзия русского слова». Живет в Анапе.