Григорий Батрынча // Экспресс «Манна небесная»

Григорий Батрынча. Экспресс «Манна небесная». — М. : Конь блед, 2024. — Предисловие Романа Шишкова, послесловие Валерия Шубинского. — 108 с.

Скачать сборник стихов Григория Батрынчи «Экспресс “Манна небесная”»

Григорий Батрынча родился в 2000 году в поселке Института полиомиелита (Московская область, ныне — Москва). Учился в Литературном институте им. А.М. Горького. Публиковался в журналах «Формаслов», «Интерпоэзия», «Юность», «Бельские просторы» и других, на порталах «Полутона», «Прочтение» и др. Соведущий литературно-критического проекта «Полёт разборов». Стихи вошли в лонг-лист премии «Лицей». «Экспресс “Манна небесная”» — дебютная книга автора.

Поэзия Григория Батрынчи с последовательным упрямством отбрасывает от себя всё, что не она. Кажется (по крайней мере, поначалу), будто она сопротивляется толкованиям, будто вернее всего говорить о ней апофатически: Батрынча не лиричен, не психологичен, не исповедален, не метафизичен, не таинствен, не трагичен (даже там, где речь, казалось бы, напрямую заходит о какого-то рода несчастьи или хоть о самой смерти, на несчастья он смотрит внимательно и отстранённо, смерть воспринимает стоически), не социален… (Впрочем, кое-что утверждать всё-таки можно: он дистанцирован от всех предметов своей поэтической речи и неизменно ироничен — даже в первой части книги, где говорит как будто совсем прямо, беззащитно-биографически, но не одна ли это из стремительно сменяющихся масок, которые мы в изобилии найдём в следующих частях сборника?) У его стихов есть ещё любопытное свойство, которое хочется назвать квазиадресованностью: в них вполне регулярно возникает некоторое «ты», но адресата совершенно не разглядеть, ни одной черты его нам не явлено. Что до «я», его тут много, но это субъект точно не лирический: можно в рабочем порядке назвать его кочующим или экспериментальным: «я» как перемещающаяся точка зрения, как совокупность всех возможностей, «я», не нашедшее ещё себе пристанища и, вполне вероятно, не нуждающееся в нём, в каком-то смысле и ускользающее.

Отбрасывая определение за определением, поэзия Батрынчи последовательно же удерживает некоторое ядро, утратив которое, она, кажется, быть собой перестанет. И это ядро, о, удивление, — игра. В разных вариантах, видах, обликах – со всеми элементами мира, любого размера: от «нитки иголки семечка» — хоть до всей природы (с этой последней как раз часто и охотно). Игра взахлёб, игра всерьёз, возможно, и смертоносная (смерти субъект Батрынчи, как и было сказано, не боится — и даже не драматизирует её) и всё-таки именно игра, — как, может быть, самое адекватное, самое точное и честное отношение к миру. По крайней мере, на актуальном этапе становления молодого растущего автора.

Ольга Балла, из аннотации

 

Борис Пономарев
Редактор Борис Пономарев. Родился в 1988 году в Калининграде. Окончил Санкт-Петербургский государственный институт культуры по специальности «Кино и фотография». Участник 18-21 Форумов молодых писателей. Дебютный роман «Красный мак» («Плюсквамфутурум») был опубликован Фондом СЭИП в 2020 году. Трижды шорт-листёр литературной премии «Лицей» (2019, 2020, 2022).